ПОЛЕТ НА ПАРАПЛАНЕ В ДИНАМИЧЕСКОМ ПОТОКЕ, обучение полетам на параплане, курсы подготовки пилотов параплана, полеты в тандеме.
Полеты на параплане
+7 926 2658003 Александр
Обучение полетам на параплане. Полеты на параплане обучение полетам на параплане парапланерный Клуб обучение полетам в подмосковье обучение полетам в Москве обучение полетам на парамоторе Клуб Сверхлегкой авиации подвеска подвески подвесная
На Главную >>
ПАРАПЛАН
Устройство параплана
Аэродинамика параплана
Устойчивость и управляемость параплана
ПОЛЕТЫ НА ПАРАПЛАНЕ
Полеты на параплане
Полеты на параплане в тандеме с инструктором
Полеты на параплане при помощи лебедок
Полеты на параплане в динамическом потоке
Полет на параплане в подарок
ОБУЧЕНИЕ ПОЛЕТАМ
Обучение полетам на параплане
Первоначальное обучение
Обучение парящим полетам
Обучение специальным режимам полета
СТАТЬИ ОБ ОБУЧЕНИИ
Легкий практикум
Старт на параплане
Перечень вопросов по теоретической подготовке
ФОРУМЫ
www.flycenter.ru
www.paraplan.ru

ПОЛЕТ НА ПАРАПЛАНЕ В ДИНАМИЧЕСКОМ ПОТОКЕ

Образование динамического потока у поверхности горы Обучение полетам на параплане. Полеты на параплане в динамическом потоке обтекания парапланерный Клуб подмосковье
Рисунок 1/
- Образование динамического потока у поверхности горы, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева по "Летной подготовке пилота параплана". 1999г.
Увеличить картинку >>


Теория полета на параплане в динамическом потоке

Полет на параплане в динамическом потоке обтекания, как правило, начинается с инструктажа, проводимого в рамках теоретической подготовки к полетам или непосредственно на горе перед полетами.
Поток, называемый динамическим потоком обтекания или «Динамиком», образуется при взаимодействии рельефа горы с набегающим потоком воздуха, и образованием вертикальной составляющей (рисунок 1).
Полет у склона по восьмерке Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 2.
- Полет у склона «по восьмерке», иллюстрация из книги З. Френкеля
Увеличить картинку >>





Компенсация скорости сноса набегающим ветром Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 3.
- Компенсация скорости сноса набегающим ветром, иллюстрация из книги З. Френкеля
Увеличить картинку >>





Компенсация скорости снижения набегающим потоком у поверхности горы Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 4.
- Компенсация скорости снижения набегающим потоком у поверхности горы, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева
Увеличить картинку >>





Паравоз из парапланов в термическом потоке у поверхности горы Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 5.
- «Пара-воз» из парапланов в термическом потоке у поверхности горы, фотограф Александр Кузнецов, Кессен, Австрия, 2011г.
Увеличить картинку >>





Горизонтальный срез структуры динамического потока и оптимальная траектория полета Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 6.
- Горизонтальный срез структуры динамического потока и оптимальная траектория полета, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева
Увеличить картинку >>






Правильное занятие места в динамическом потоке Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 7.
- Правильное занятие места в динамическом потоке, согласованное с оптимальной траекторией и группой парапланов, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева
Увеличить картинку >>







Неправильное занятие места в динамическом потоке Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 8.
- Неправильное занятие места в динамическом потоке, не согласованное с оптимальной траекторией и группой парапланов, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева
Увеличить картинку >>







Вертикальный срез структуры динамического потока и вертикальное эшелонирование парапланов Полет на параплане в динамическом потоке Обучение полетам парапланерный Клуб Москва
Рисунок 9.
- Вертикальный срез структуры динамического потока и вертикальное эшелонирование парапланов, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева
Увеличить картинку >>






При инструктаже и теоретической подготовке к полетам выделяются две основные вещи:
- соблюдение определенной траектории полета в динамическом потоке;
- соблюдение правил поворота «на ветер» в условиях полета в непосредственной близости от склона.
Более тонкие правила, осваиваемые во время первых полетов в динамике:
- нахождение максимумов подъема;
- разворот в точке максимального подъема;
- определение структуры потока;
- определение и соблюдение своего эшелона полетов;
- определение своей траектории захода на посадку на склон.

Элементарные требования к выполнению полетов в динамике встречаются в литературе.
Например - Френкель описывает старт против ветра, полет «по восьмерке» и посадку против ветра в пределах склона. Это наглядно иллюстрируют рисунки из его книги (рисунок 2, 3).
Выбирая траекторию полета таким образом, чтобы постоянно находиться в зоне подъема – пилот параплана может летать в нем сколь угодно долго, пока есть ветер. Купол параплана должен постоянно лететь таким курсом, чтобы горизонтальная проекция скорости полета, была равна аналогичной скорости ветра, это обеспечивает полет вдоль склона. Принцип полета параплана в динамическом потоке простой – искривление траектории ветра вызывает возникновение вертикальной составляющей ветра, и если она больше скорости снижения параплана – параплан полетит вверх (рисунок 4).

Понятие «пара-воза»

Как правило, инструктаж и индивидуальные занятия, предусматривают указания и навыки только для одного пилота, находящегося в динамическом потоке обтекания.
В условиях, когда пилотов много, и все они занимают небольшой по размаху и площади участок воздушного пространства – необходимо применение навыков не только правильного расхождения парапланов в воздухе, но и групповой тактики полетов, «входа и выхода» из летающего роя, как правило, такие навыки можно получить, летая в рамках парапланерного клуба или школы.
Летать группой очень выгодно - хорошо видно, где лучше подъем, куда протянуть траекторию полета. Такой рой парапланов принято называть «пара-возом», и образуется он, как правило, при нахождении и центрировании термических потоков («термиков») в достаточно большом объеме и большой группой пилотов, в условиях гор и соревнований а это 20-50 и более куполов одновременно (рисунок 5).

Полеты в динамике в группе

В условиях полетов у маленького склона (склончика), вопрос количества куполов на квадратный метр тоже становится актуальным даже когда куполов немного. Массовое скопление куполов в одном месте (например гора Клементьева в «часы пик») будет примерно тем же явлением, но в большем масштабе.
Нарисуем картинку восходящего потока, приближенную к реальной. Поток будет неоднородным, в нем будут не только зоны «нулевой» плавучести 0м/c но и подъема с разной вертикальной скоростью +1м/c, +2м/с и более. На рисунке зоны с разной скороподъемностью отмечены разными цветами, при сильной боковой составляющей прямо на склоне, могут образовываться зоны «слива» со снижением -1м/с (синяя зона), -2м/c и более.
Если рассмотреть оптимальную траекторию полета в динамическом потоке, для одного параплана, то с учетом боковой составляющей, его траектория будет вытянутой восьмеркой (рисунок 6, пунктирная линия).

При этом траектория полета описывается некоторым набором аксиом:
1. Полет против ветра - будет осуществляться с низкой скоростью.
2. Полет по ветру - с высокой скоростью.
3. Разворот должен осуществляться в точках максимального подъема (отмечены красным).
4. Поток имеет максимумы скорости подъема, возникающие за счет изломов склона и боковой составляющей скорости ветра (отмечены красным).
5. В момент разворота у пилота может создаваться впечатление, что он летит на склон - необходимо контролировать скорость сноса.
6. При полете по ветру - необходимо постоянно прогнозировать высоту и оставлять безопасный запас для разворота против ветра в случае просадки.
7. При выборе траектории старта необходимо прогнозировать траекторию старта таким образом, чтобы не попасть в нисходящий поток или поток с сильной боковой составляющей (отмечены синим).
8. При выборе траектории посадки на верху склона необходимо либо строить заход против ветра, либо оставлять запас в 15-20 м на выполнение разворота.


Горизонтальное эшелонирование парапланов

При групповых полетах, оптимальная траектория, состоит из двух и более - наветренном и подветренном, восьмерка вытягивается вдоль ветра, парапланы занимают свои позиции на восьмерке, образуется «пара-воз».
Чтобы занять правильное место в паравозе, необходимо занять свое место на траектории, не вынудив остальных участников группы изменять свое направления движения или скорость (рисунок 7).
Необходимо определить параплан, за которым можно пристроиться (лидер), и за которым следующий параплан летит максимально далеко, если поток плотный, коллеги могут потесниться и «дать место» для новичка. Правильный вход требует старта сразу же после прохода лидера (синий парапланчик) и занятия места за ним. Точка входа и траектория будет зависеть и от точки старта взлетающего параплана относительно склона (рисунок 7).

Если же не обращать внимания на паравоз, и стартовать в летящий в паравозе параплан на встречных или пересекающихся курсах (рисунок 8), можно заработать нелестное или жесткое отношение коллег после посадки, либо это может привести к серьезному ЛП.
Правильный пилот летел на зеленом параплане, неправильный на красном. Дальнейший полет должен проводиться по правилам полетов на параплане http://flycenter.ru/teach/rules/i.shtml

Вертикальное эшелонирование парапланов

Занятие «мест» в паравозе производиться исходя из загрузки и скорости или скорости снижения, а именно зависящих от ЛТХ купола и веса пилота.
Купола среднего класса располагаются в нижней зоне:
А1-2 - полет "по ветру";
B1-2 - полет "против ветра".
Купола более высокого класса располагаются в верхней зоне
А2 - полет "по ветру";
B2 - полет "против ветра";
(рисунок 9).
Если у склона имеется эжектирующая зона, обусловленная рельефом (синий участок)
то она оказывает влияние на всю структуру потока и может вызывать просадку в центральной части потока (рисунок 9).
Для избегания "проваливания" на куполе среднего класса, необходимо приступать к пересечению этой зоны, только выбрав максимум высоты в предыдущей зоне - над склоном.
Освоив на практике данный минимум знаний и требований можно приступать к полетам в динамическом потоке, в составе группы спортсменов-парапланеристов. Не забывайте, что среди них могут быть и «чайники» к которым нужно относиться с повышенным вниманием и (или) откровенные невежды - старайтесь летать в приятных кампаниях!.

ПАРАПЛАНЫ
Производители парапланов и снаряжения
ПАРАПЛАНЫ.
КЛАСС DHV 1-2
ASA: Тайран-2
SWING: Mistral-5
SC: DiSCovery-3
ПАРАПЛАНЫ.
КЛАСС DHV 2
ASA: Респект
SC: SCorpion-3
SWING: Astral-5
ПАРАПЛАНЫ.
КЛАСС DHV 2-3
SC: Evolution
SWING: Stratus-7
РАССКАЗЫ О ПОЛЕТАХ
Бир. Полеты в Индии...
Один день в Чегеме...
Четыре дня над...
Австрия. Кессен...
ФОТОАЛЬБОМЫ
Фотоальбомы Клуба Горизонт...
ВИДЕО
Видео полетов на параплане

(c) 2009-2022г Парапланерная школа Клуба «Горизонт»